Отпуск в Казахстане: Отчет, часть четвертая (последняя)

  23 Jan 2012


На всякий случай привожу ссылки на предыдущие части: Отпуск в Казахстане: Планирование маршрута, Отпуск в Казахстане: Отчет, часть первая, Отпуск в Казахстане: Отчет, часть вторая, Отпуск в Казахстане: Отчет, часть третья.

Алматы

Парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев Парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев Алматы меня встретил еще на подъезде к городу километровой пробкой. В жару и в час-пик стоять в пробке совсем неохота, готов остановиться в любом первом попавшемся отеле с горячей водой; и такой отель достаточно быстро подвернулся. Горячая вода, телевизор, маленькая охраняемая стоянка на территории отеля - за все 4500 тенге/сутки. Приехали; ночую одну ночь, т.к. дальше ехать никакого желания, а там видно будет, что делать дальше. Душ в номере достоин отдельного упоминания - вся ванная комната вместе с туалетом является импровизированной душевой кабинкой. Но, что ни говори, вода - горячая!

Привел себя в порядок, отдохнул, до конца дня времени еще много, глупо проводить его в номере. Изучаю бумажную карту Алматы, запоминаю ключевые улицы и отправляюсь на автобусную остановку. Автобусы идентифицируются только номерами, на табличках изредка написаны микрорайоны, но ни слова об улицах. Допустим, приходит автобус, на нем табличка типа “Аксай 1,2,3,4,5”; из движущегося автобуса выпрыгивает парень-кондуктор и громко на всю улицу кричит на казахском кучу не воспринимаемых мною звуков, затем быстро запрыгивает обратно и автобус уезжает; иногда на слух воспринимаю слово “Абая” - это был основной критерий выбора автобуса :-)

Свято-Вознесенский Кафедральный собор. Парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев В общем, выбора нет, сажусь в понравившийся автобус и отслеживаю его путь по бумажной карте.  Конечная. От остановки отправляюсь в центр, который располагается в продолжительном пешем переходе. Почему по бумажной карте? Потому что от карты в коммуникаторе толк есть только на трассе; для города я с масштабом не угадал, получилось все неразборчиво. Я себе не представляю, что делал бы в Алматы без этой бумажной карты.

Центр Алматы мне понравился очень, тут приятно быть пешеходом: везде аллеи, парки,  фонтаны, человеческие тротуары, местами есть велодорожки, лавочки в тени, на каждом перекрестке указатели пересекающихся улиц. Дорога завела меня сначала в парк 28 панфиловцев, затем на площадь “Астана”, а после я продолжил гулять по ночной Алматы вдоль проспекта им. Абая, одной из центральных улиц. В какой-то момент устав окончательно, я опять наугад сел на понравившийся автобус и… потерялся :)

Разумеется, спустя некоторое время я определил, где нахожусь, даже слегка приблизился к отелю, но был уже достаточно далеко от улиц, по которым ходит городской транспорт, поэтому отправился в отель пешком; но пешая прогулка обещала затянуться окончательно, когда выяснилось, что я шел в противоположную сторону. В общем, можно сказать, что план по знакомству с городом я выполнил; ловлю такси и объясняю (не так-то это просто) куда я хочу: пересечение улиц такой-то и такой-то. Ага. Оказывается, что помимо всего прочего я заблуждался относительно того, где находится мой отель… Ловлю следующее такси и за пару десятков рублей прошу подвести меня “в ту сторону, до отеля”. Ура, вот отель, вот мотоцикл, вот кровать…

Вообще, еще в первый день я пришел к выводу, что такси в Алматы достаточно доступный вид транспорта. Останавливаются практически сразу, цены не ломят (или я всегда предлагал много? Хотя предлагал меньше, чем готов был потратить), соглашались без торга. Машины попадались всякие, от убитых “жигулей” до практически новой “короллы”. Широких улиц много, охватывают весь город, а на пересечении сделаны многоуровневые развязки. Но как бы там ни было - прибегал я к этому средству обычно в последний момент, когда никаких сил уже не оставалось.

Конский шашлык

Медео позади, Чимбулак впереди... Весь второй день по плану посвящен Медео и Чимбулаку. Опять сажусь на понравившийся автобус до центра. Как только он сворачивает в сторону от центральных улиц, ищу “языка”, который бы рассказал, где мне ловить единственный до Медео автобус-экспресс №6. Спустя некоторое время добираюсь до необходимой мне остановки, а еще через десяток минут еду до конечной. Хотя весь процесс описан в двух предложениях, но по факту на это ушло минимум полтора часа. Мой отель находится на противоположной от Медео стороне города.

Приехал часам к 10, пятница, я в числе немногих первых ранних туристов. Маршрут наверх мне знаком по прошлому моему посещению Медео, поэтому, набравшись терпения, начинаю подниматься наверх (желающие могут согласиться на услуги таксистов). Сверху отличный вид на окружающую территорию. Кстати, думаю следует уточнить для тех, кто не знает, что же такое Медео; в Wikipedia сказано, что Медео — самый высокогорный комплекс в мире для зимних видов спорта с самой большой площадью искусственного ледового поля — 10,5 тыс. кв. м.”. К сожалению, в июне он уже не работает; поднимаемся дальше на противоселевую плотину.

Медео, Республика Казахстан Технические характеристики противоселевой плотины С плотины открывается отличный вид на окружающие горы вверх и на Медео вниз. Поднявшись, замечаю над собой канатную дорогу; отлично помню, что раньше её не было. У местного фотографа выясняю, что построили недавно. Вот только посадка внизу. Блин. Спрашиваю у одного местного строителя, далеко ли до Чимбулака пешком. Он уверенно отвечает, что никаких проблем; я незамедлительно отправляюсь в путь… долгий-долгий путь в гору по изнурительной жаре. Я был единственным пешим туристом, пока шел успел сгореть, налюбоваться горами, проголодаться и пожелать всего самого “хорошего” этому строителю. На подъем у меня ушло три часа.

Чимбулак, Шимбулак (каз. Шымб?ла?) — популярный горнолыжный курорт в Казахстане, близ Алма-Аты, расположенный на хребте Заилийский Алатау немного выше знаменитого высокогорного катка «Медео» © Wikipedia.

Дорога на Чимбулак За этот “подвиг” я решил себя наградить и основательно перекусить в кафешке. Первый опыт оказался сугубо отрицательным, из более чем пяти попыток что-либо заказать успехом не увенчалась ни одна, хотя сначала официантка заверила меня, что все присутствующее в меню имеется в наличии. Пришлось довольствоваться кофе за 500 тг + 10% за обслуживание… ага… Но все-таки в прохладе кондиционируемого зала лучше, чем на улице, можно перевести дух, есть где умыться.

Шашлык из конины на Чимбулаке Но голод кофе не утолишь, поэтому я сразу отправился в следующее кафе. Немного остыв, предпочел перекусить на свежем воздухе с видом на катальный склон. При заказе блюда идея была следующая: попробовать нечто, чего в Новосибирске и округе просто так не сыскать. В итоге выбрал шашлык из конины под названием “Конский”. Отличный, надо сказать, шашлык, мои худшие опасения были разбиты вдребезги; от мяса остались только самые лучшие воспоминания… причем достаточно быстро остались одни воспоминания :)

Вид с Чимбулака на Алматы (мелкие домики в центре кадра) Дальше/выше подниматься некуда: канатная дорога не работает, а асфальтированная закончилась; остается только спускаться. Чем не повод воспользоваться канатной дорогой, поэтому я пошел к кассе, но оказалось, что купить путь в один конец нельзя, только туда-обратно, либо обратно-туда. Причем между спуском и подъемом может пройти около недели, но нафига мне такое счастье? Ценник на подъем и так не гуманный, а платить в два раза дороже - меня жаба задавила и я оправился вниз на своих двоих; вниз идти легче :)

Склон на Чимбулаке в июне Ни один таксист на мои взмахи рукой даже не остановился, чтобы узнать, чего мне надо. Хочу еще добавить, что дорога имеет достаточно большой уклон; несколько спортсменов-велосипедистов медленно на износ змейкой въезжают наверх, а потом спускаются с такой скоростью, что страшно идти с ними по одной дороге.

Вниз дошел практически без сил, понимая, что поездку в городском транспорте я не переживу, договорился с таксистом и с ветерком доехал прямо до отеля; попутно узнал много интересного о достопримечательностях, мимо которых мы проезжали, а так же что из себя представляет Алматы глазами автомобилиста. Заодно наметил себе ещё одно место, куда обязательно надо будет съездить в оставшееся время: Парк первого президента Республики Казахстан.

Парк первого президента Республики Казахстан

Парк первого президента Республики Казахстан Парк первого президента Республики Казахстан Последний день в Алматы решил провести в парке первого президента РК. По отзывам он наиболее красив  вечером, но вечером я собираюсь ночевать уже в Чарынском каньоне. Поэтому как обычно отправляюсь на остановку, сажусь в понравившийся автобус… и до пункта назначения в конечном итоге доезжаю на свеженькой тойоте за ~50 рублей. Про парк и открывающиеся виды лучше расскажут фотографии; жаль в Новосибирске такого нет. За последние дни я уже порядочно обгорел, поэтому в парке ограничился парой фотографий, быстренько обошел все вокруг и, пока солнце не начало жарить по полной, вернулся в отель и приступил к сборам.

Алматы, до встречи…

Все то время, которое я провел в Алматы, мотоцикл стоял на охраняемой стоянке около отеля под чехлом. Возможно из-за температуры, завелся мотоцикл не сразу и работал как-то нехотя, первое время пришлось даже держать повышенные обороты, чтобы не заглохнуть. Центр для движения мотоциклов закрыт знаками. Хотел заехать в ЦУМ и купить сувениров, но поворот оказался запрещен; в общем как и обещали - на мотоцикле в городе много не поездишь. Да и движение там такое, что лучше лишний раз на дорогу не выезжать.    Казахская степь недалеко от Чарынского каньона Если на въезде в Алматы на горизонте взгляд приковывают горы, то сейчас горы остаются вне поле зрения; периодически непроизвольно раз за разом поворачиваешь голову, чтобы еще раз посмотреть на снежные вершины, запомнить все в мельчайших подробностях, кто знает, когда доведется их увидеть в следующий раз.

Время к закату, куда ехать не понятно, скупые сведения, почерпнутые на заправках, говорят о правильности выбранного маршрута. На очередной развилке теряюсь в догадках куда ехать, но недалеко торгуют или кумысом, или еще чем; почти доехал, еще чуть-чуть по дороге, а затем по степи еще километров 10 до национального парка; позади около 210 километров.

Чарынский каньон

Доезжаю до необходимого поворота, теперь впереди только степь. Сотовый сигнал пробивается сюда уже еле-еле, рассылаю sms’ки с координатам и продолжаю двигаться дальше. Ехать приходится в свете фар, иначе ничего не видно. Иногда попадаются песчаные участки, иногда крупные камни; только-только начинаешь нормально ехать - приходится тормозить перед очередной “засадой”. Проезжаю ворота, и я на территории парка. Понимаю, что еду по мелким холмам и ямам, но в темноте общая картина окружающего пейзажа не угадывается совсем, благо дорога накатана.

Казахская степь недалеко от Чарынского каньона Звезды в степи Казахстана Впереди появился свет электрический фонарика; решаю подъехать, познакомиться. Вот из темноты вырисовывается несколько человек, пара палаток, рядом совкоциклы с колясками. Видимо, местные ребята решили пожарить шашлык на территории памятника природы. Вот думаю свезло так свезло и может быть не стоило подъезжать, а заночевать где-нить в стороне, но уже поздно что-то менять; здороваюсь. В ответ сначала что-то непонятное/французское, а затем следует вопрос “russian guy?”. Ого, это интересно, посмотрим что будет дальше. Интересуюсь не против ли они, если я тоже здесь остановлюсь. Они не против, помогают перетащить вещи, делятся фонариком для установки палатки. Попутно общаемся кто/откуда/куда/зачем едет.

Ребята на мотоциклах едут из Шанхая во Францию, их четверо на двух мотоциклах. Мотоциклы очень похожи на наши уралы с люльками. Выехали они в мае, встретил я их в начале июня, а доехать планируют в сентябре. Недавно они выехали с территории России, направляются в Алматы. После обмена информацией укладываемся спать, чтобы с утра сделать фотографии каньона и осмотреть все как следует.

Казахская степь недалеко от Чарынского каньона Фигуры в Чарынском каньоне Ночью над палатками гуляет ветер, хлопает чехол на мотоцикле, практически не спится. Выхожу погулять. Вы не представляете то небо и те звезды, вид на которые открывается из безлюдных степей Казахстана. Они завораживают, на них можно смотреть бесконечно, как на воду и огонь, это непередаваемо. Фотографирую кусок неба наугад - мимо звезд все равно не промахнусь. Заодно снимаю чехол с мотоцикла, так тише и спокойней, что его не сдует. Отправляюсь спать.

Под утро ни дуновения ветерка, солнце пропекает палатку на сквозь даже в 8 утра, сон уходит моментально. Хватаю фотоаппарат и иду осматривать каньон. Оказывается, лагерь разбит наверху, каньон уходит пропастью вниз. По дну каньона вьется нитка накатанной дороги. Но съехать туда мне не удалось, даже не стал пытаться: слишком крутой спуск и множество камней на склоне; на машине проще, но, по-моему, далеко не каждый джип сможет оттуда выбраться самостоятельно.

Фигуры в Чарынском каньоне Пришлось возвращаться в лагерь, но это меня все равно не остановило в желании спуститься вниз. Постепенно, упираясь то в один, то в другой тупик, мне удалось найти доступную, хоть и крутую, тропу вниз. Никто другой не рискнул или не захотел спускаться, все ограничились видом сверху, только не я. Внизу протекает река Чарын, также там произрастает реликтовый вид ясеня. Дальше реки идти некуда, мало того, что через нее не перебраться, так за ней сразу начинаются высокие отвесные скалы, о подъеме на которые не может быть и речи. Пора отправляться в лагерь и собираться ехать дальше.

На Россию…

Вот на этом мотоцикле (+еще один аналогичный) народ ехал из Шанхая в Париж Лагерь свернули, вытащили “урал” с люлькой из песчаной западни (закопался). Сделали несколько фотографий на память, обменялись координатами и разъехались каждый своей дорогой. Они на Алматы, а я вокруг Капчагайского водохранилища до трассы АН-3. Этот участок у меня остался в памяти как самый безлюдный, указателей никаких, но дороги вполне сносные. Безлюдный настолько, что при взгляде на пройденный километраж, посещало желание развернуться и ехать обратно, пока в баке еще достаточно бензина, даже поинтересоваться куда меня приведет эта дорога не у кого. Встретился сломавшийся дальнобойщик, сказал, что до населенного пункта с заправкой осталось чуть-чуть; и правда, переехал через очередной холм и по указателям стало ясно, что еду правильно, осталось совсем недалеко.

Чарынский каньон и река Чарын На горизонте опять появились горы, а я-то думал, что уехал далеко от Алматы. Всматриваюсь, но ничего знакомого в силуэте гор не вижу. Еду и размышляю о этом странном факте. Горы уже совсем рядом, я еду вдоль них. Блин, оказывается это совсем другие горы, более того, мне скоро предстоит пересечь их через перевал. Вокруг ни души, деревень тоже нет, еду, никого не трогаю, наблюдаю, как над горами собирается разразиться гроза; замечаю, что мотоцикл начинает рыскать по дороге, думаю, что это такая дорога, сбрасываю скорость, но поведение мотоцикла не меняется. Останавливаюсь. Заднее колесо спущено. Приехали.

Как хорошо, что у меня есть льюисовский рем. комплект для шин (на самом деле под седлом всегда есть еще один рем. комплект, но льюисовский с баллонами сжатого воздуха). Колесо прокалываю не в первый раз, поэтому все как обычно. Нахожу место прокола, обрабатываю его инструментом… странно, внутри уже есть клей; видимо от жары старый жгутик приклеился к асфальту и потерялся или на каком-нить камне вдавился внутрь. Засовываю новый жгутик. А теперь технологии 21 века в действии: прикручиваю к колесу баллончик с воздухом и вуаля - колесо накачано… накачано, да не очень. Теперь понятно, почему баллончиков три штуки, прикручиваю следующий. Совсем другое дело, теперь можно ехать… вот только жгутик травит воздух и надо переделывать. Переделал и загнал еще один баллон, последний. Опять травит (да что блин такое, всегда вроде сразу получалось).

Чарынский каньон и река Чарын Вокруг ни души, машины едут поштучно раз в 10 минут и хорошо, если одна из 5 остановится. До нас. пункта около 150 километров включая перевал. GSM отсутствует. Забавно, но в первых пяти остановившихся машинах отсутствуют насосы. Решил потихоньку двигаться по дороге, вдруг ауле вдоль дороги найдется насос. Завидев любую машину останавливался с габаритами и пытался остановить/спросить насос. Спустя несколько машин остановил наконец видавшую лучшие времена иномарку с семьей (человек 5) и мне повезло: они никуда не спешили и буквально вчера обзавелись стареньким жигулевским насосом 70-ых годов. За разговорами потихоньку сделал и накачал колесо, получилось отлично с первого раза. Хотели меня напоить кумысом, но я экспериментировать не стал, отказался. А вот пирожки (или булочки) без начинки съел с удовольствием (забыл, как они их называли; национальная еда).

Река Или, впадает в западную часть озера Балхаш Если эти люди никогда не прочитают этих строк, все равно хочу выразить огромную благодарность за проявленную заботу о совершенно им не знакомом человеке! Этот случай разубедил меня в предвзятом мнении, что чем глуше местность - тем опаснее местные жители.

Ну все, пожелали друг другу всего наилучшего и тронулись в путь: они домой, а я на перевал.  Перевал пересек без происшествий…

Вообще, когда основная часть пути позади и фактически возвращаешься домой, то время летит незаметно; а заметки в блокноте делаются все реже, объём каждой заметки все меньше и меньше. Все  мысли о том, чтобы быстрее добраться до дома, но тем не менее постараюсь припомнить еще что-то интересное:

  • из Чарынского каньона я выехал около 9 утра, ночевку устроил под Саркандом около 22 вечера, за это время проехал очередные 600 километров;
  • под Саркандом мертвые птицы/вороны; их на дорогах лежит не менее сотни; в чем причина этого явления сказать затрудняюсь; там же еще один из худших участков дороги, который мне встретился;
  • часть маршрута пролегает недалеко от границы Казахстана с Китаем; необходимо заправиться. Лица местных жителей неуловимо отличаются от виденных прежде, везде иероглифы, но все без проблем говорят по-русски; бензин без сюрпризов;
  • в очередной раз попал под дождь, слегка промок, но солнце греет хорошо, поэтому свернул с дороги на травку, расстелил чехол от мотоцикла, положил на него сушиться вещи и сам разлегся рядом; отлично отдохнул и даже выспался;
  • после отдыха чуть было опять не попал под сильный дождь, но в последний момент дорога развернулась на 120 градусов и циклон остался позади;
  • на остановку опять останавливаюсь поздно вечером в стороне от дороги под деревьями. Палатку разбираю быстро… даже очень быстро, а все из-за того, что в свете фар увидел комароподобных насекомых размером с мизинец. Последняя ночь на территории РК; ночевка в поле

Здравствуй, Россия

И еще немного кратеньких заметок:

  • из-под Сарканда старт в 8:15, в 21:00 проезжаю Семей, затем глюк GPS’а и часть трека потеряна. Глубокой ночью я, пройдя границу, доехал до пос. Шипуново. Ура, я в России! :-) Но хотелось бы поподробнее остановиться на той части пусти, которую GPS проигнорировал (см. ниже); но если верить различным сайтам, то расстояние между этими городами чуть более 1000 километров, мой самый большой пробег;
  • самый худший участок дороги за все время - это 150 километров перед Семеем со стороны Аягоза. Когда этот ремонтируемый участок дороги остался позади и я подъехал к кафе - от усталости на ровном месте не справился с мотоциклом и плавно положил на правый бок (подножка слева), но видевшие это дальнобойщики быстро подбежали и помогли;
  • неожиданной достопримечательностью на пути оказался Семейский подвесной мост через р. Иртыш. Удивительное, потрясающее строение, которое поражает с первого взгляда. К несчастью я его не сфотографировал, но фотографии и описание есть в интернете.

Когда двигался через Семей меня опасным маневром догоняет/обгоняет микроавтобус; думаю, что пускай он валит по своим делам и слегка оттормаживаюсь около обочины… микроавтобус тоже. Ну думаю, сейчас выскажу водителю все, что думаю. Не успел, да и сложно улыбающемуся и миролюбиво настроенному человеку что-либо высказывать :-) Парня зовут Дима, тоже мотоциклист, интересовался маршрутом, звал остановиться у него (время около 21:00), а если надо, то и починиться. Отказаться было очень тяжело, но в этот день я себе поставил целью добраться до России, поэтому отправился дальше. Дима предложил и осуществил другой вариант, как мне помочь: созвонился с другим парнем на территории России; договорились, что меня встретят на трассе недалеко от пос.Шипуново и приютят. Отправляюсь дальше на границу…

Граница как граница, более того - та же самая через которую я въезжал, ничего не поменялось за время моей поездки, только теперь прохожу в обратном порядке. Вокруг ночь, комары зверствуют. Автомобильная очередь со стороны Казахстана в Россию; со стороны России в Казахстан пассажирский автобус и только одна девушка-пограничник всех проверяющая, поэтому никого с Казахстана в Россию не пускают, пока не проверят весь автобус.

Но даже при таком раскладе рано или поздно граница оказывается позади; по незнанию заезжаю в Рубцовск, плутаю чуток по городу, но воспользовавшись GPS’ом и таксистами - выезжаю на трассу и еду к точке встречи. Долго еду, в какой-то момент в душе появляются мысли “а не проехал ли я мимо”, но нет, вот заправка, вот “Калина”, все как предупреждали. Еще немного дороги и этот “день” тоже позади, приехал в гости к парню по имени Коля Фриц. Время далеко за полночь, за пивом и разговорами время пролетает на заметно.

Дима, Коля, спасибо большое вам за дружеское участие!

Новосибирск

А Новосибирске солнечно и тепло... ага... Достаточно поздним утром собираюсь в Новосибирск. Завтракаем местной настоящей колбасой и я выдвигаюсь в Новосибирск. Из Новосибирска поступает информация, что погода солнечная и прекрасная, а это не может не радовать.

Если бы все было именно так; на пути в Новосибирск меня трижды настигает ливень, в какой-то момент это надоедает настолько, что решаю очередной поток воды с небес переждать спокойно на остановке под крышей, т.к. дом недалеко, а времени еще дофига. На этом мои записи заканчиваются, а фотография мотоцикла под дождем - последняя. На этом я пожалуй и закончу отчет о своем отпуске и первом дальнобое на мотоцикле.

А Новосибирске солнечно и тепло... ага... Пробег в этот день составил 487 километров; на одометре 68437 километров, а значит 13 дней и 4981 километров позади. Если вам понравился этот отчет, то буду очень признателен за комментарии, а так же если вы его порекомендуете прочитать своим друзьям.

До встречи на дорогах! :)